Статья в промышленном каталоге статей.
Бум на использование геосинтетических материалов в строительстве дорог и благоустройстве с одной стороны – позволил развернуть производство десяткам отечественных брендов, с другой – стимулировала появление большого количества контрафактных материалов. Часто даже на вид они сильно отличаются от эталона, которому должны соответствовать дорожно-строительные материалы нового поколения, но стоят при этом существенно дешевле, и подрядчики, рискуя, покупают их.
Крупные производители геосинтетиков – включая «СИБУР», «494 УНР», «Гео-Альянс» и других игроков рынка, работающих для строителей по всей России – активно борются с контрафактом. К сожалению, бороться получается только с результатом деятельности нечистых на руку производителей, но никак не с теми посредниками и производителями некачественной продукции. Основные средства борьбы – выявление контрафакта на этапах закупок и информирование подрядчиков. Кроме того, активно разрабатывается нормативно-правовая и нормативно-техническая база, которая помогает производителю и заказчику геосинтетических материалов точно определять их качественные характеристики.
Ещё в 2012 году журналом «Дороги. Инновации в строительстве» был организован представительный круглый стол, в котором участвовали топ-менеджеры ведущих отечественных производителей. Обсуждались на нем многие «болезни роста» сферы производства геосинтетиков. В том числе – и рост количества контрафактной продукции. Даже при том количестве производителей, которое имеется сейчас в стране – крупных не более двух десятков – многие подрядные организации и муниципальные заказчики просто не могут разобраться в том, кто перед ними: честный производитель или торговец контрафактом. Такие ситуации, к счастью, редки – куда сложнее: объяснить заказчику, что хорошие полимерные материалы не могут стоить дешево.
Производители же стараются вести «разъяснительную работу» и по вопросам, касающимся номенклатуры, названий, свойств и даже внешнего вида настоящих полимерных материалов.
Появлению контрафакта как такового мы обязаны не только вполне понятным желаниям подрядчиков и заказчиков строительных работ снизить издержки, но и несовершенством нормативно-правовой базы и базы нормативно-технической. Проще говоря – нет ГОСТов. Хотя сам факт того, что дорожные сетки и георешетки используются все чаще (за четыре года объемы спроса возросли в 6-8 раз в разных регионах) подвигнул Росстандарт выпустить ОДМ218.5.002-2008 – документ, регламентирующий применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве. Но кроме этого документа и РФ приняло Постановления No 1636 от 27.12.1997 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов… в строительстве» нормативно-правовой базе похвастаться нечем.
Это тоже стало причиной распространения контрафакта – нет стандартов, по данным которых можно было бы проверить качество и уместность применения геосинтетиков. С проблемой активно борются – в том числе и ГК «АВТОДОР», который уверенно идет по дороге разработки новых ГОСТов.
Немало способствует решению вопроса и разработанный в 2011 году ОДМ 218.5.005-2010 – первый в стране классификатор, в котором подробно описаны геосинтетические материалы. Разработан он не без участия Федерального агентства «Росавтодор».
Как видно – проблема вполне решаема. Со временем отрасль справится с болезнями роста, пока же остается активно участвовать в разработке стандартов и вести работу с подрядными организациями. Крупные компании, вроде «СИБУР» или «Гео-Альянс», ГК «АВТОДОР» и, весьма позитивно оценивающее применение полимерных материалов, Федеральное агентство «Росавтодор» всегда открыты для диалога.
Длительная прочность - способность материала детали сохранять прочность при длительном действии в нем напряжений (особо важно при высоких температурах).