Статья в промышленном каталоге статей.
На сегодняшний день при проектировании и строительстве водяных, газовых и других трубопроводов довольно часто взамен старых задвижек устанавливают более современную запорную арматуру. Естественно, речь идет о шаровых кранах.
Существует ли принципиальное отличие данного устройства от проверенных временем задвижек? В принципе, нет. И то, и другое предназначено для перекрытия потока рабочей среды, будь то вода, газ, нефтепродукты или иная среда, не содержащая абразивные смеси. Разница состоит лишь в цене и устройстве обеих конструкций.
Краны шаровые, несмотря на их более высокую стоимость, экономичнее задвижек, так как они служат дольше и требуют меньшего ухода. Область же применения их достаточно широка. Например, в последнее время, когда устанавливают манометры на трубопроводы, их непременно оснащают шаровым механизмом, который может обеспечить временное отключение от общего потока газа или воды с целью замены или ремонта измерительного прибора.
Шаровый кран — это один из основных видов запорной арматуры. Его запирающим элементом является, собственно, шар (отсюда и название «шаровый»), в котором проделано отверстие цилиндрической формы. В движение шар приводится посредством изменения положения штока с рукояткой, которая может иметь вид рычага или бабочки. Вращение происходит в обойме, состоящей из тефлоновых колец, которые выполняют также функцию антифрикционного наполнителя.
Несравнимым плюсом шаровых кранов является возможность использования при температуре от – 60 до + 200 °C, причем как в обычной, так и в агрессивной, в том числе и пищевой, среде.
Основных функций у шарового крана две:
– обеспечение герметичности трубопроводов или емкостей;
– экстренный слив воды или выпускание газа из трубопровода.
Если сравнивать краны с уже упомянутыми задвижками, можно обнаружить целый ряд преимуществ:
– устойчивость к высокому давлению;
– быстрота и удобство открывания и закрывания;
– высокий предельный режим температур как рабочей, так и окружающей среды;
– простота и в то же время прочность конструкции;
– небольшая строительная высота;
– долговечность;
– большой крутящий момент, который упрощает управление.
Краны шарового типа принято классифицировать по различным параметрам: по материалу корпуса, диаметру условного прохода, номинальному давлению.
К тому же есть еще международная классификация, в соответствии с которой их подразделяют на стандартные, полнопроходные и редуцированные. В основе деления лежит их пропускная способность.
Наибольшую популярность и распространение приобрели полнопроходные шаровые краны. Их применяют, правда, только в области индивидуального строительства, автономных системах водоснабжения и других системах с малым напором.
По способу присоединения крана к трубопроводу также следует различать конструкции. Они бывают муфтовыми, фланцевыми, приварными и штуцерными. Кроме того, производят и краны специального назначения, которые оснащаются фиксаторами или улавливателями протечек, разнообразными обогревателями и пр. Следует отметить, что фланцевый кран используется в химической и газовой промышленности, а муфтовый — в системах водоснабжения и отопления.
ДНИИМФ – это Дальневосточный научно-исследовательский проектно-изыскательский конструкторско-технологический институт морского флота (г. Владивосток).