Статья в промышленном каталоге статей.
Вспомогательные методы контроля приварочных соединений шаровых кранов к трубопроводу. Сущность методов люминесцентной, цветной дефектоскопии и дефектоскопии визуальным осмотром.
Рассмотрим краны шаровые с точки зрения контроля качества присоединения к трубопроводу. К вспомогательным методам контроля сварных швов крепления шаровых кранов к трубопроводу относятся люминесцентная дефектоскопия, цветная дефектоскопия и контроль с помощью визуального осмотра.
Люминесцентная дефектоскопия – метод обнаружения дефектов расположенных на поверхности сварных соединений изделий запорной арматуры и трубопроводов. Данный метод применяется в основном для обнаружения отклонений в структуре соединений изделий трубопроводной арматуры изготовленных из аустенитных и перлитных сталей. Люминесцентные растворы – растворы веществ обладающих способностью излучать световые волны после облучения каким либо источником света.
Тонким слоем такого вещества покрывают поверхность соединения любых исследуемых деталей, например кран шаровый фланцевый и трубы, а затем облучают ее ультрафиолетовой лампой. Люминесцентное вещество, проникшее во все дефекты, начинает светиться, тем самым обнаруживая их при визуальном осмотре.
Цветная дефектоскопия заключается в нанесении на поверхность сварного шва соединения, например нержавеющего крана, веществ содержащих в своем составе яркие красители. После нанесения данные вещества проникают в нарушения структуры поверхности, выявляя их вид и форму.
Еще одним, самым простым методом обнаружения дефектов соединения изделий запорной арматуры, является визуальный осмотр. Для его выполнения достаточно зачистки поверхности узла или детали с помощью абразивных материалов с последующим их изучением десятикратным увеличительным стеклом. Достаточно часто для обнаружения раковин, трещин, изломов достаточно одного визуального осмотра без применения механической обработки поверхности.
Иногда, для особо сложных поверхностей, применяют травление в растворе сильных кислот.
Методы применяемые для контроля качества сварных швов. Контроль качества шва с помощью контрольного соединения и наружного осмотра.
Для проверки качества сварных швов соединения шаровых кранов и труб применяется большое количество различных методов.
Среди них: ультразвуковое исследование, наружный осмотр, рентгенодефектоскопия, магнитное исследование, люминесцентная дефектоскопия, металлография, контроль шва контрольным соединением.
Контрольное сварное соединение выполняется в условиях и на материалах максимально идентичных соединению, которое подвергается проверке. Контрольным соединением должны свариваться стали одинаковых маркировок и толщины.
Технология производства контрольного соединения должна полностью соответствовать технологии соединения данного шарового крана и трубопровода. Необходимо применять те же электроды, сохранять такое же положение свариваемых поверхностей, режимы сварки.
Выполнять это соединение должен тот же сварщик, в тот же период времени, используя то же оборудование, которым приваривался шаровой кран.
Контрольную сварку производят на особых контрольных пластинах или припусках. Контроль соединения запорной арматуры наружным осмотром заключается в визуальной оценке состояния сварного шва и фиксации его характеристик с помощью измерительных инструментов.
Осмотром исследуются все швы. Определяется наличие дефектов и нарушений структуры металла в соединениях.
Контроль двухсторонних швов проводится с обеих сторон. Перед осмотром места приварки трубопроводной арматуры, поверхность металла вокруг шва, шириной не менее 25 миллиметров очищается от загрязнений, избыток металла и шлака удаляются с применением абразивных материалов.
Исследование качества шва соединения шарового крана из нержавеющего металла можно проводить достаточно простым инструментом. Например, трещины, непровары, прожоги, обнаруживаются лупой с девятикратным увеличением.
Физические параметры шва измеряются обычными измерительными инструментами: штангенциркулем, микрометром.
Фланец Ду1000 Ру16 (DN1000 PN16) Фланец Ду 1000 Ру16 стальной плоский изготавливается в виде кольца из углеродистой стали (сталь 20) по ГОСТ 12820-80 (диаметр условного прохода 1000мм, максимальное рабочее давление 16 кг/см2 (1,6Мпа) с технологическими крепёжными отверстиями под болты, или резьбовые шпильки.