Статья в промышленном каталоге статей.
Задвижки, пожалуй, получили среди всей современной трубопроводной арматуры наибольшее распространение. Этот элемент трубопровода широко используется во всех системах, условный диаметр прохода которых не превышает 3000 мм. Популярность задвижек во многом обусловлена простотой их конструкции и небольшими показателями гидравлического сопротивления. Обычно коэффициент последнего варьируется в пределах от 0,08 до 0,2, в то время как, например, для клапанов эта величина часто превышает 5. Благодаря этой особенности задвижки особенную популярность получили в магистральных трубопроводах. Однако, существуют и недостатки. В частности, самой главной негативной характеристикой задвижек является их значительная строительная высота.
Современный рынок трубопроводной арматуры может предложить огромное разнообразие конструкций и видов задвижек. Наиболее распространены полнопроходные задвижки, например, Задвижка 30нж65нж.
Однако, иногда, в целях снижения необходимых для управления арматурой усилий и экономии металла выпускаются также и суженные задвижки. По сравнению с полнопроходными они отличаются более высоким уровнем коэффициента гидравлического сопротивления. Кроме того, разделение может быть и на задвижки с невыдвижным и выдвижным шпинделем. Это разделение основано на особенностях расположения ходового узла. У задвижек с невыдвижным шпинделем ходовая резьба с гайками находятся внутри корпуса, в то время как у задвижек с выдвижным шпинделем – они снаружи.
Нужно также понимать, что полноценное функционирование задвижки возможно лишь при условии своевременного технического обслуживания, в частности, в резьбовой паре всегда должна быть смазка. Даже если вы можете быть спокойны за то, что, например, Задвижка 30с89нж, которую вы приобрели, является качественным и сертифицированным изделием, вы в любом случае должны позаботиться о своевременном техническом обслуживании арматуры.
Однако, в ситуации с задвижкой с невыдвижным шпинделем возникает вопрос о том, как смазать эту пару, если вследствие особенностей конструкции доступа к ходовому узлу попросту нет. При этом, смазка в данной ситуации просто необходима, поскольку ходовой узел подвержен коррозии и попаданию абразивных частиц. Именно по этой причине, задвижки с невыдвижным шпинделем встречаются не столь часто. Их применение актуально только на трубопроводах, по которым движется чистая вода, нефть, минеральное масло или другие вещества, не засоренные твердыми телами. Однако, небольшая строительная высота таких задвижек обуславливает их использование в подземных коммуникациях, где этот параметр оказывается весьма кстати.
Чаще всего для изготовления задвижек используется углеродистая сталь, способная предложить массу преимуществ перед другими материалами. Например, такое изделие как Задвижка ЗКС изготовлено именно из углеродистой стали. Помимо этого, задвижки могут быть выполнены из латуни, бронзы, чугуна и т.д. Разумеется, различие характеристик материала изготовления влияет на конечные качества задвижки, поэтому при выборе трубопроводной арматуры не стоит забывать и об этом параметре.
Шаг резьбы — расстояние между двумя соседними вершинами резьбы. В зависимости от назначения крепежного изделия большинство нормативных документов предусматривает возможность изготовления крепежа с различным шагом резьбы (крупный или мелкий шаг резьбы). Как правило, крупный шаг резьбы является основным и при заказе изделия не указывается. В отдельных случаях может быть выполнен шаг резьбы отличный от рекомендованного нормативными документами. Пример: болт М12x1,25 — болт с метрической резьбой, номинальным диаметром 12 мм и мелким шагом резьбы 1,25 мм .