Высокочастотные герметические электронасосы

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 08.05.2010
Создание высоких напоров при относительно малых подачах возможно центробежными насосами только при больших скоростях вращения.

Иногда в промышленности необходимо применять высокооборотные насосы с угловой скоростью вращения, превышающей 3000 об/мин. В качестве привода таких насосов используют паровые или газовые турбины, повышающие редукторы или электроприводы с высокой частотой питающего тока. В герметических электронасосах применение редукторов для повышения скоростей вращения пригодно только для случая, когда перекачиваемые жидкости допускают попадание в них смазывающих масел или являются сами вязкими и обладающими смазывающими свойствами. Применение в качестве привода паровых и газовых турбин также связано со значительными трудностями из-за сложности установки разделительного уплотнения между турбиной и насосом. Применение турбины, работающей на водороде, в качестве привода насоса оправдано тем, что протечки жидкости из насоса являются рабочей средой для турбины и могут быть отведены совместно с протечками из турбины в полость низкого давления. Для большинства герметических электронасосов с числом оборотов, превышающим 3000 об/мин, целесообразно использовать двигатель, питание которого осуществляется током высокой частоты. Внедрение таких конструкций тормозилось низкой экономичностью привода. Это обусловлено тем, что потери в экранирующей гильзе пропорциональны квадрату частоты тока. Поэтому потери в экранирующей гильзе, установленной на высокочастотном приводе, значительно превышают потери в гильзе герметических электронасосов с частотой 50 гц.

При увеличении частоты тока от 50 до 400 гц потери в экранирующей гильзе увеличиваются в 64 раза.

Создание высоких напоров при относительно малых подачах возможно центробежными насосами только при больших скоростях вращения. Поэтому герметические погружные насосы для малых ns должны быть сконструированы с применением высокооборотного привода даже в тех случаях, когда специфика производства требует применения пониженных оборотов. В таких случаях необходимо искать оптимальные решения создавая специальные конструкции.

Параметры электронасоса: Q = 0,2 м3/ч, Н = 45 м при максимально допустимом геометрическом подпоре на всасывании 250 мм. Требование малогабаритности предопределило необходимость создания высокочастотного электронасоса, работающего при частоте питающего тока 400 гц.

Электронасос представляет собой моноблочный агрегат, имеющий два контура: рабочий и автономный контур питания подшипников. Рабочий контур состоит из всасывающего патрубка, входного направляющего аппарата, рабочего колеса дискового типа, безлопаточного диффузора и напорного патрубка. Дистиллированная кипящая вода с небольшим подпором (250 мм вод. ст.) поступает во всасывающий патрубок-штуцер, затем через входной направляющий аппарат проходит рабочее колесо насоса, напорную камеру, диффузор, напорный патрубок и далее направляется к потребителю.

Система отвода жидкости представляет собой кольцевой безлопаточный диффузор, спиральную камеру и напорный патрубок, установленный тангенциально к направлению окружной скорости.

Автономный контур питания подшипников представляет собой сложную систему камер и каналов, соединенных между собой, циркуляция жидкости в которых обеспечивается лопастным рабочим колесом, встроенным в ротор электропривода между пакетами железа. Упорные гидравлические пяты, обеспечивающие осевую устойчивость ротора, расположены на его торцовых поверхностях. Такое размещение лопастного колеса автономного контура и упорных пят позволяет свести до минимума количество поверхностей, соприкасающихся с жидкостью, и тем самым в значительной степени уменьшить потери на дисковое трение, величина которых при высоких числах оборотов значительна. Автономный контур насоса заполняется также дистиллированной водой, что обеспечивает полную чистоту перекачиваемого продукта. Подшипники скольжения смазываются дистиллированной водой под давлением и не требуют смазки специальными маслами.

Циркуляция жидкости в автономном контуре, кроме того, обеспечивает отвод тепла, выделяющегося в результате электрических потерь в гильзах ротора и статора, а также от трения ротора о жидкость.

насосы

Циркуляция жидкости в автономном контуре происходит следующим образом: из камеры Е через осевое отверстие в вале жидкость поступает на лопатки рабочего колеса автономного контура, далее по кольцевым зазорам между ротором и экранирующей гильзой поступает в камеры А и В. Из камеры А часть жидкости идет в камеру D радиального подшипника, а другая — на упорный, участком которого является торец ротора. Из радиального подшипника часть жидкости проходит непосредственно в камеру Г, а другая часть поступает в камеру Б, где смешивается с потоком, поступившим из упорного подшипника через торцовый зазор , и идет также в камеру Г. Из камеры Г весь поток без охлаждения поступает в камеру компенсатора давления К и затем на всасывание автономного контура в камеру Е.

Второй поток из камеры В движется аналогично на радиальный и упорный подшипники. Из камеры радиального подшипника часть потока попадает в камеру Гн сразу, а другая сначала в камеру Бн, где смешивается с потоком поступившим через торцовый зазор бн нижнего упорного подшипника, а затем также попадает в камеру Гн. Из этой камеры поток поступает в змеевик охладителя, далее в камеру К, где смешивается с потоком, идущим из камеры А, и поступает на всасывание в камеру Е. Камера Гн и Е разделены кольцевой щелью, через которые проходит также небольшое количество жидкости. Камера Г автономного контура отделена от рабочего кольцевой щелью, через которую может проходить только диффузионный обмен без протечек. Таким образом, давление в камере Г всегда будет равно давлению в нижней точке пазухи дискового насоса. Охлаждение электронасоса осуществляется протоком через рубашку охлаждающей водопроводный воды.

Остановимся на некоторых особенностях конструкции электронасоса. Проточная часть рабочего контура с дисковым колесом обеспечивает устойчивую работу при перекачивании кипящей жидкости с минимальным геометрическим подпором, равным 250 мм. Экранирующая гильза выполнена из титанового сплава, применение которого обеспечивает малые электрические потери.

Гильза уплотнена резиновыми кольцами, изготовленными из теплостойкой резины. Детали опорных и упорных подшипников, имеющие в момент пусков соприкасающиеся поверхности, выполнены из антифрикционных материалов.

Рабочее колесо автономного контура имеет прямые лопатки постоянной ширины, расположенные под углом к радиальному направлению.

Для получения необходимых характеристик рабочего колеса автономного контура, были исследованы колеса с четырьмя лопатками специального типа.


лопатки рабочего колеса

Из рисунка видно, что изменение проходной площади рабочего колеса за счет уменьшения ширины лопасти от b = 5 до b = 3 мм благоприятным образом сказывается на увеличении подачи, напора и к. п. д. рабочего колеса. Сопоставление приведенных характеристик позволило из серии испытанных рабочих колес выбрать наилучшее — рабочее колесо специальной формы с b = 3 мм.

При исследовании системы разгрузки осевых сил было установлено, что на некоторых режимах работы при равенстве торцовых зазоров возникают значительные осевые вибрации. Это может быть объяснено тем, что при равенстве зазоров система разгрузки обладает минимальным сопротивлением к перемещению ротора, т. е. становится наименее жесткой. Незначительное изменение режима работы насоса вызывает незначительное изменение осевых усилий, в результате чего произойдет смещение ротора. Ввиду того, что ротор при перемещении обладает некоторой инерцией, то он пройдет новую точку равновесного положения. В результате этого появится обратная сила, которая заставит двигаться ротор в обратном направлении. Из-за малой жесткости системы вблизи нейтральной точки ротор по инерции опять пройдет это нейтральное положение, в результате чего опять произойдет изменение зазоров и возникнет обратная сила. Как показали эксперименты, амплитуды колебаний и частота их весьма значительны. Для обеспечения жесткости такой системы необходимо, чтобы на расчетном режиме торцовые зазоры 6н и 6в значительно отличались один от другого. Это обеспечит отсутствие вибрации системы.

Просмотров: 2150
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

Классификация арматуры. Согласно действующему ГОСТ 356-80, арматура и соединительные части трубопроводов характеризуются условным, пробным и рабочим давлением. В ­зависимости от условного давления арматуру можно разделить на три основные группы: - низкого давления (ру — до 1,0 МПа); - среднего давления (ру = 1,6÷6,4 МПа); - высокого давления (ру = 6,4÷40,0 МПа).