Статья в промышленном каталоге статей.
Казалось бы, такие устаревшие носители как виниловые пластинки давно канули в лету. Но в наши дни энтузиасты регулярно проводят научные исследования звучания виниловых пластинок и их преимуществ перед традиционными носителями, и в процессе таких исследований выясняются крайне интересные вещи.
Для начала вкратце опишем сам процесс производства пластинок:
1. На первом этапе звук записывается на магнитные ленты или иные первичные носители Данные виды носителей - наиболее качественные с точки зрения точности передачи звука, но их использование в домашней обстановке, к сожалению, крайне затруднительно.
2. Второй этап - это изготовление мастер - диска. Сначала на заводе отливается идеально гладкая металлическая пластина, которая затем покрывается лаком. ОТК здесь очень жесткий, и более 50% изделий признаются браком.
3. В студии с помощью специального рекордера на мастер-диске выпиливаются канавки со звуком. У каждого диска используется только одна сторона.
4. После этого мастер - диск транспортируется на фабрику пластинок, где его, с помощью пульверизатора, последовательно покрывают слоем серебра и никеля.
5. Данный слой серебра и никеля, отделенный от исходного диска, и будет представлять собой мастер - диск, с которого собственно и печатаются все пластинки . Отцепленные от мастер-диска слои представляют собой стороны A и B будущих виниловых пластинок.
Основные преимущества пластинок создаются в момент производства - звук вырезается в виде канавок не идеально точно, а с некоторыми искажениями. Несмотря на то, что искажения незначительны, они все же есть. При цифровой записи искажения имеют место из-за того, что ограничения по частоте записи на CD составляют от 20Hz до 20KHz.
Как видно из приведенного выше, ни один носитель не содержит в себе первозданный звук. Так откуда же берутся отличия?
Основное отличие в звучании цифровых и аналоговых носителях - в экстраполяции. Угловатый синусоид звучания экстраполируется и сглаживается цифровой техникой, выдавая достаточно сухую картину. Экстраполяция осуществляется банальным методом сглаживания на основе динамики функции звука. Из-за этого срезанные частотным ограничением каналы возвращаются в запись, но их возврат происходит чересчур монотонно.
При этом, в случае аналогового звука, часть экстраполяции происходит на самой игле, и звук в цифровую систему уже подается на гораздо большем диапазоне, сводя к минимуму роль цифровой или аналоговой техники. Данный эффект в кругах аудиофилов называется "аналоговым искажением". Как всем нам понятно, рекордер на студии выпиливает все элементы звучания на лаковой поверхности не идеально четко, а пресс на фабрике не совсем идеально прижимает расплавленный винилит к мастер - диск, что и создает искажения. В последствие первичная экстраполяция происходит не на основе технического анализа функции, а на основе неровных дорожек пластинки.
За счет того, что экстраполяция не строго техническая, а достигаемая за счет колебаний иглы, звучание виниловой пластинки приобретает так ценимые меломанами оттенки звучания, недостижимые для технически четкого CD.
Автоколебания – незатухающие колебания, поддерживаемые в системе за счет энергии, поступающей из постоянного неколебательного источника. Например, в часах источником такой энергии является поднятая гиря или заведенная пружина.