Стандарты бизнес-планирования

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 02.02.2010
В современных условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации необходимо значительно активизировать процесс инвестирования капитала в развитие экономики. При этом особую значимость приобретает процесс планирования инвестиций.

В современных условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации необходимо значительно активизировать процесс инвестирования капитала в развитие экономики. При этом особую значимость приобретает процесс планирования инвестиций.

Инвестиционные планы должны быть ориентированы на постоянно меняющиеся (динамичные) рыночные процессы. В таких условиях процессы планирования приобретают следующие основные аспекты:

Следует подчеркнуть, как важна степень участия непосредственно менеджеров предприятия в процессе составления бизнес-плана. Их участие настолько существенно, что многие банки и инвестиционные фонды на Западе отказываются рассматривать заявки на выделение средств, подписанные только руководителями фирмы. Становление процесса делового планирования должно на пороге третьего тысячелетия стать мощным инструментом управления, помогающим предприятию успешно реализоваться.

Структура бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштабности предлагаемых в нем изменений и сферы их приложения, от размеров предполагаемых рынков сбыта товаров и услуг, наличия конкурентов, источников финансирования инвестиций.

Всемирный банк рекомендует несколько различных структур бизнес-планов (стандарты бизнес - планирования UNIDO, TACIS, BFM Group, EBRD, KPMG). В отечественной практике иногда применяют структуру бизнес-плана, приведенную в Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.11.97, № 1470).

Стандарты BFM Group

  1. Меморандум о конфиденциальности
  2. Аннотация бизнес-плана
  3. Резюме бизнес-плана
  4. Компания
    1. Общая информация
    2. Характеристика продуктов и услуг компании
    3. Инновации компании
  5. Среда для бизнеса
    1. PEST-анализ
    2. Отраслевое окружение
    3. Концепция бизнеса
    4. Стратегия проекта
    5. SWOT-анализ отрасли
  6. Характеристика продукта бизнеса
    1. Анализ цепочки создания стоимости (Value Chain)
    2. Матрица Boston Consulting Group
  7. Анализ рынков сбыта
    1. Оценка размера рынка и возможных тенденций его развития
    2. Оценка доли рынка и объема продаж
    3. Сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса
  8. Конкуренция и конкурентные преимущества
    1. Сравнительные характеристики конкурентных продуктов
    2. Сравнительные характеристики фирм-конкурентов
    3. Анализ конкурентной ситуации на рынке
    4. Анализ по схеме 4-5 Р.
    5. SWOT-анализ компании
  9. Организация внешнеэкономической деятельности фирмы
    1. Организационное обеспечение внешнеэкономических связей
    2. Экономическое обеспечение внешнеэкономических связей
    3. Косвенные формы выхода на внешний рынок
  10. Стратегия плана маркетинга
    1. Общая стратегия маркетинга
    2. Ценообразование
    3. Тактика реализации продукта
    4. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий
    5. Реклама и продвижение товара на рынок
  11. План продаж
    1. Факторный анализ продаж
    2. Точка безубыточности
  12. План производства
    1. Производственный цикл
    2. Производственные мощности и их развитие
    3. Стратегия в обеспечении и производственный план
    4. Государственное и правовое регулирование
    5. Возможности улучшения и доработки продукта
  13. Организационный план и менеджмент
    1. Деловое расписание
    2. Организационная структура
    3. Главные руководители фирмы
    4. Другие инвесторы
    5. Найм и система премирования
    6. Профессиональные советники и услуги
  14. Инвестиционный план, стратегия и источники финансирования инвестиционных затрат
  15. Финансовый план
    1. Потребность в финансировании (подбор суммы кредита (инвестиции) и графика финансирования)
    2. Выплаты на погашение займов (выплаты кредитного тела)
    3. Выплаты на обслуживание займов (проценты по кредитам)
    4. Отчет о прибылях — убытках (помесячно до конца проекта)
    5. Отчет о кеш-фло (помесячно до конца проекта)
    6. Баланс проекта (помесячно до конца проекта)
    7. Доходы подразделений и участников проекта
    8. Финансовые показатели (помесячно до конца проекта)
      1. • Коэффициент текущей ликвидности (CR), %
      2. • Коэффициент срочной ликвидности (QR), %
      3. • Чистый оборотный капитал (NWC), грв.
      4. • Коэффициент оборачиваем. запасов (ST)
      5. • Коэффициент оборачиваем. дебиторской задолж. (CP)
      6. • Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT)
      7. • Коэффициент оборачиваем. основных средств (FAT)
      8. • Коэффициент оборачиваем. активов (TAT)
      9. • Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %
      10. • Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %
      11. • Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз
      12. • Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), %
      13. • Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), %
      14. • Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), %
      15. • Рентабельность оборотных активов (RCA), %
      16. • Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %
      17. • Рентабельность инвестиций (ROI), %
      18. • Рентабельность собственного капитала (ROE), %
    9. Использование прибыли (помесячно до конца проекта)
    10. Анализ чувствительности по:
      1. • NPV
      2. • DPB
      3. • PI
      4. • IRR
      5. • PB
      6. • ARR
      7. • MIRR
      8. • D
    11. Статистический анализ проекта по методу Монте-Карло
    12. Объем продаж (помесячно до конца проекта)
    13. Поступления от продаж (помесячно до конца проекта)
    14. Налоговые выплаты (помесячно до конца проекта)
    15. Общие издержки (помесячно до конца проекта)
    16. Общие издержки на продукт (каждый в отдельности)
    17. Запасы готовой продукции (помесячно до конца проекта)
    18. Запасы сырья и комплектующих (помесячно до конца проекта)
    19. Инвестиционные затраты
    20. Амортизация по активам
    21. Операционный ливеридж (отношение постоянных издержек к переменным)
    22. Финансовый ливеридж (отношение собственного капитала к заемному)
    23. Общая эффективность проекта
      1. • Период окупаемости (PB)
      2. • Дисконтированный период окупаемости (DPB)
      3. • Чистый приведенный доход (NPV)
      4. • Индекс прибыльности (PI)
      5. • Внутренняя норма рентабельности (IRR)
      6. • Модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR)
      7. • Длительность (D)
  16. Приложения к бизнес-плану
    1. Финансовые отчеты
    2. Аудиторские заключения
    3. Заключения специалистов по оценке имущества
    4. Рекламные брошюры фирмы
    5. Технические описания продукта бизнеса
    6. Резюме ключевых руководителей
    7. Важнейшие соглашения и контракты
    8. Информация о производственном процессе
    9. Фотографии и рисунки товара
    10. Отчеты об исследованиях рынка
    11. Выдержки из важнейших законодательных актов

Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план, подготовленный по международным стандартам, уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.

К.э.н. А. И. Большаков

Новосибирская Академия менеджмента

Просмотров: 1052
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

Для изготовления эллиптических заглушек, применяют метод горячей штамповки, либо вырезку из листа при помощи газовой сварки.