Статья в промышленном каталоге статей.
Термин «запорная арматура» обозначает такой вид трубопроводной арматуры, которая предназначается для перекрытия потока рабочей среды с определенной герметичностью. В эту группу оборудования входят задвижки, клапаны, дисковые затворы и краны.
У каждого вида запорной арматуры свои задачи и свои возможности. Задвижки, например, используются для перекрытия потока возвратно-поступательным перемещением запирающего органа в плоскости, перпендикулярной направлению движения рабочей среды. Дисковые затворы перекрывают или регулируют поток путем вращения диска вокруг оси (вала затвора) в плоскости, перпендикулярной или расположенной под углом к направлению движения рабочей среды.
Запорные клапаны перекрывают поток возвратно-поступательным перемещением затвора в плоскости направления движения рабочей среды и перпендикулярно плоскости уплотнительной поверхности (седла). С помощью запорных клапанов полностью перекрывается поток рабочей среды. Шпиндель клапана ввинчивается в ходовую резьбу, фиксируя запирающий элемент в любом положении.
Краны перекрывают поток рабочей среды за счет вращения запорного органа, имеющего форму тела вращения, вокруг собственной оси. Иногда перед поворотом запорного органа возможно возвратно-поступательное движение. Запорный орган здесь оснащен сквозным отверстием, открывающим или перекрывающим поток рабочей среды.
Каждый из перечисленных выше видов запорной арматуры имеет несколько разновидностей. Задвижки, например, классифицируются по типу затвора. Клиновые задвижки могут быть с жестким клином, с упругим клином, с двухдисковым клином. Параллельные задвижки могут делиться на шиберные задвижки и двухдисковые. Также существуют задвижки поворотные и шланговые. Существуют задвижки с выдвижным (шток выдвигается относительно оси присоединительных патрубков на ход арматуры) и невыдвижным (резьбовая его часть постоянно находится во внутренней полости корпуса арматуры) шпинделем.
Запорные клапаны классифицируют по типу корпуса и расположению на трубопроводе. Можно назвать проходные, угловые, прямоточные и осесимметричные устройства. Запорный клапан может иметь либо сальниковое, либо сифонное, либо мембранное уплотнение шпинделя. В нем применяют разные типы затворов: шланговый, мембранный, поршневой, тарельчатый.
Классификация кранов основывается на типах их затвора. Различают конусные, цилиндрические и шаровые краны. У конусных кранов перекрытие потока рабочей среды возможно за счет вращения конусообразного запорного органа вокруг собственной оси. Цилиндрический кран перекрывает поток вращением запорного органа в форме цилиндра вокруг собственной оси. Шаровые краны совершают все то же самое, только в них запорный орган имеет сферическую форму.
Современная промышленность выпускает задвижки из чугуна и стали, которые могут открываться как вручную, так и автоматически. Для автоматического режима работы используются электроприводы. Электроприводы задвижек позволяют выполнять довольно большой спектр работ без непосредственного участия человека. С их помощью можно дистанционно не просто закрывать и открывать проходы арматуры, но и останавливать запорное устройство в нужном промежуточном положении.
Вихревые токи (токи Фуко) – индукционные токи, возникающие в металлических массах при изменении пронизывающего их магнитного потока.