Технологии изготовления художественных витражей

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 14.09.2009
Описание тонкостей технологий, таких как заливной, пленочный и тиффани, используемых при изготовлении витражей.

Какой витраж заказать?

Классический, псевдо (пленочный), заливной или тиффани? Самый дешевый – заливной. Установленные на большом расстоянии от глаз, заливные витражи могут создать эффект старинной работы. Главное, чтоб ни кто не разглядел, что свинец, между, якобы цветными стеклами вовсе не свинец, а всего лишь колбаска густой краски. Выполненный на стекле «Кафедрал» (Рис.1) Заливной витраж выглядит наиболее эффектно. Такой витраж можно посмотреть на втором этаже торгового центра «Миллион мелочей» в Бибирево. Неоспоримым достоинством заливного витража является возможность осуществить любой замысел художника. Т.е. ограничения по размеру и форме деталей рисунка отсутствуют.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗАЛИВНОГО ВИТРАЖА

Особенности технологии

При изготовлении заливного витража используются специальные краски на бутилацетатной основе. Для обеспечения прочности и долговечности в процессе изготовления используются краски на акриловой основе, требующие температурной обработки после нанесения. Т.е. полученный рисунок обжигают при температуре 600оС– 700оС. В арт салонах и прочих, связанных с искусством магазинов можно приобрести краски для витража, не требующие температурной обработки. Они проще в использовании, но довольно легко стираются.

Применяемые в потоковом производстве мебели, заливные витражи выполняются в автоматическом режиме на специальных станках, что лишает их художественной ценности.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛЕНОЧНОГО ВИТРАЖА

Особенности технологии

Пленочный витраж по своей сути является аппликацией, выполненной на прозрачном стекле. Возможность оформить часть стекла практически любыми по форме цветными элементами, тем самым ощутимо сэкономив, пленочный витраж пользуется особенной популярностью в соединенных штатах. Входные двери довольно дорогих домов в Лос-Анжелесе, окна кафе и другие предметы интерьера и экстерьера декорированы пленочными витражами. Выглядит эффектно, обошлось недорого. Мастера своего дела выполняют его так, что недостаточно просвещенному человеку тяжело, или практически невозможно отличить его от витража тиффани. Примеры того часто встречаются в нашей практике. На самом же деле отличить довольно просто. В качестве имитации швов (спайки) между стеклами в пленочных витражах используют самоклеющуюся свинцовую ленту. В местах пересечения концы одной ленты прячут под другую. Это видно невооруженным взглядом. К тому же свинцовая лента, в отличие от настоящего шва имеет идеально гладкую равномерно окрашенную поверхность.

При изготовлении пленочных витражей используют пленки разных производителей и так называемые «бевели». Бевели есть не что иное как приклеенный на прозрачную пленку фацетный элемент (см. рис.).

На дешевых и некачественных пленках останавливаться не будем. Отметим лишь две английские фирмы Rega Led и Decra Led, пленки которых выдерживают в течение многих лет солнечный свет, не разрывают стеклопакет, в составе которого имеется пленочный витраж, и поставляются в очень хорошем по цветам и фактуре ассортименте. Пленка, указанных выше компаний является самоклеющейся. Вкратце процесс изготовления выглядит следующим образом: На контурный эскиз кладется лист стекла, нужного размера. Каждый фрагмент вырезается примерно по форме с запасом не менее 3 мм с каждого края, и наклеивается на увлажненное стекло. Выгоняем из под пленки пузырьки воздуха и воды. Ножом обрезаем точно по внутренней стороне контура. Так все элементы. После приклейки последнего фрагмента из пленки тщательно продумываем где и какая свинцовая лента в местах пересечения будет идти сверху, а какая прятаться внизу. После наклейки, ленту проглаживают специальным валиком. Ленту следует наклеивать с двух сторон витража.

В Москве довольно много компаний, занимающихся изготовлением витражей по пленочной технологии. Выделить, пожалуй, стоит две. Первая – «Витраж комплект». Вторая, изготавливающая шедевры по пленочной технологии – Bask-Elite. В этих компаниях можно приобрести не только пленку, ленту и бевели для изготовления витражей, но и все необходимые для работы инструменты.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИТРАЖА ТИФФАНИ

Особенности технологии

Витраж, изготовленный по технологии тиффани, представляет собой композицию из цветных стекол с оловянными прожилками толщиной 1-3 мм, называемыми протяжкой.

В начале, естественно, выполняется эскиз. Каждая компания представляет разработанные эскизы по разному. Некоторые - зарисовки в карандаше или акварели. Кто-то в электронном виде. Наша компания начинает работу с цветных карандашных зарисовок, высылаемых для соглаования направления по e-mail. Конечный эскиз предоставляется в электронном и печетном видах, выполненный в стеклах. Т.е. Вы видите именно то, что получится. Последним штрихом является согласование стекол, из которых будет выполнен витраж. Для этого к Вам выезжают представители нашей компании. Все условия работы оговорены в договоре. Получить бланк договора можно заполнив форму на страничке "Контакты"

Для изготовления витража, в соответствии с эскизом готовится лекало, называемое в кругу витражистов «картон». Картон точно повторяет форму будущего витража, в масштабе 1:1, на котором изображены контуры всех деталей. Внутри контура каждой детали указывается, из какого стекла она будет изготовлен. Картон располагается на стеклянном столе с внутренней подсветкой. Начинается резка стекла. В зависимости от производителя стекла для витражей имеют различные размеры и свойства. Наиболее распространены стекла американской компании Spectrum. Стекло Spectrum представлено в большой цветовой гамме, имеет различную структуру и, что немаловажно для мастера, удобно в работе.

Толщина художественного стекла колеблется от 2 мм до 4 мм (здесь мы не рассматриваем фьюзинговые элементы, содержащие в себе несколько слоев цветного стекла). В основном листе стекла выбирается область, по рисунку наиболее удовлетворяющая эскизу. Вырезается фрагмент с запасом по размеру. Фрагмент, с учетом видимых свойств стекла, располагается поверх контура соответствующей детали. Вырезается по контуру. Так формируется определенная область витража. Но детали к спайке пока не готовы. На специальной машинке, вращающейся алмазной головкой обрабатывается кромка. Это необходимо для исправления неаккуратного слома стекла, если такое произошло при резке, и для скругления острых краев. По торцу полученной детали наклеивается специальная медная лента, называемая «фольгой». Края фольги должны немного заходить на поверхность детали. Толщина полоски, заходящей на стекло, и точность при резке определяют толщину оловянного шва. Острые края стекла скругляются для того, чтоб лента при наклеивании не резалась. Сложенные на свои места детали спаиваются с двух сторон. Для придания олову цвета меди или просто чернения, тщательно промытые швы обрабатываются химическим составом, называемым «патина». Витраж готов.

При изготовлении некоторых витражей тиффани используются элементы спеченного (фьюзинг) или молированного (изогнутого по форме) стекла. Такие элементы, зачастую становятся изюминкой в композиции. Фьюзинг получают путем высокотемпературного воздействия на один или несколько кусочков цветного стекла. Стекла сплавляются между собой в единое целое. Симбиоз, рожденный таким методом, отличается от всех деталей витража и выгодно дополняет его. Для получения объемной детали, например выпуклой ракушки в витраже морской тематики – стекло отправляют в печь на заранее приготовленной для этого элемента форме. Несколько часов, и деталь готова. Совмещение моллирования и фьюзинга дает еще более интересные результаты. Мастер, изготавливающий фьюзинг проводит будущее изделие через несколько фаз состояния стекла. От продолжительности нахождения стекла в определенной фазе зависит не только внешний вид элемента, но и его устойчивость к изменениям температуры во внешней среде. При спекании нескольких стекол в местах примыкания образуются напряжения. Если напряжения не снять фьюзинговый элемент может лопнуть.

У витража тиффани есть один существенный недостаток - он хрупкий. Транспортировка витражей тиффани требует специальной подготовки. Изготовление стеклопакетов с витражами тиффани задача не из легких, и требует профессионализма в обеих областях данных производств. Но окно, с витражом тиффани, установленным вместо среднего стекла двухкамерного стеклопакета, имеет ряд преимуществ, вытекающих из защищенности витражной композиции с двух сторон оконным стеклом. Для решения этой проблемы, при изготовлении витража тиффани используются дополнительные усилительные материалы. Такими материалами являются специальная медная фольга повышенной толщины и латунный профиль различного сечения. Некоторые виды профиля выполняют двойную роль. С одной стороны они придают прочность, с другой – играют роль крепления. Таким образом, применив латунный профиль шириной всего 15 мм компании «Арт Глас Хаус» удалось установить изготовленный по технологии тиффани витраж с размерами 3200мм х 820мм разделив его по длине пополам.

Настоящие мастера своего дела подберут стекла не только по цвету и степени прозрачности, но и по фактуре. Т.е. настоящий художник витражист думает в трех измерениях!

Просмотров: 2972
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

 – Фланцевое соединение состоит из трех элементов: фланцев, болтов и прокладки, физико-механические свойства которых зна­чительно влияют на работу соединения. Расчет фланцевого соеди­нения затрудняется большим числом факторов, влияющих на его работу; условиями эксплуатации трубопровода или установки, на которых смонтировано данное фланцевое соединение, квали­фикацией обслуживающего персонала, упругостью, весом и кон­струкцией данного участка трубопровода, колебаниями темпера­туры.