Статья в промышленном каталоге статей.
Россия является страной с богатейшими запасами природных ископаемых, занимает одно из ведущих мест по запасам газа и нефти. Для транспортировки нефти и газа, особенно из труднодоступных мест, наиболее дешевым и эффективным является трубопроводный транспорт.
Основными соединительными элементами трубопроводного транспорта, как в прошлом, так и в настоящем времени, были и остаются такие элементы трубопроводной арматуры, как: фланцы, фланцевые заглушки, переходы и тройники.
С 1917 года общая протяженность нефтяных трубопроводов в России составляла 1253 км. В дальнейшем динамика строительства была следующей: за период 1920 – 1927 гг. построено 600 км нефтепроводов, за 1928 – 1932 гг. – 1936 км, за 1933 – 1937 гг. – 1150 км, за 1938 – 1941 гг. – 572 км, за 1941 – 1945 гг. – 1264 км, за 1946 – 1950 гг. – 3123 км, за 1951 – 1955 гг. – 5475 км. Ввод в разработку уникального Туймазинского месторождения ознаменовал становление СССР как нефтяной державы мирового уровня: скважина-первооткрывательница №100 показала дебит 250 м3 в сутки девонской нефти. По мере роста добычи на месторождении железнодорожный вывоз не обеспечивал растущие объемы перевозок, и 7 января 1946 г. СНК СССР принял решение о строительстве магистрального нефтепровода Туймазы – Уфа. В этом же году институт «Центр – спецпроект» завершил проектирование нефтепровода общей протяженностью 182,8 км, диаметром трубы 350 мм, пропускной способностью 2 млн. тонн в год, с возможностью ее увеличения до 3 млн. тонн в год. В начале 1950-х годов нефтедобыча на Ромашкинском месторождении в Татарии возросла настолько, что схема транспортировки нефти «промысел – нефтепровод – железная дорога (или река) – потребитель» уже не решала проблемы. В марте 1951 г. был утвержден проект строительства нефтепровода Туймазы – Омск протяженностью 1180 км, диаметром 350 мм, трасса которого шла параллельно первому нефтепроводу Туймазы – Уфа и продуктопроводу Уфа – Омск.
Освоения в дальнейшем Крайнего Севера, открытия на нём новых нефтяных и газовых месторождений повлекло за собой принятие новых государственных стандартов по изготовлению фланцев, фланцевых соединений и других деталей трубопроводной арматуры. ГОСТ 12821-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 12815-80, ГОСТ 12816-80, ГОСТ 12822-80 были разработаны и внесёны министерством химического и нефтяного машиностроения СССР в 1980 году. Эти ГОСТы были разработаны на приварные стальные фланцы трубопроводов и соединительных частей, а также на присоединительные фланцы арматуры и рассчитаны на температуру среды от 20 до 873 К (от минус 253 до плюс 600 °С). Вследствие тяжелых условий эксплуатации трубопроводов в условиях Крайнего Севера (высокие суточные температурные перепады, вечная мерзлота, агрессивные среды) В 1992 году были приняты новые доработанные ГОСТы, устанавливающие типы и основные параметры фланцев и прокладок восьмиугольного сечения в зависимости от диаметров сосудов, аппаратов и условного давления. ГОСТ 28759.3-90, ГОСТ 28759.4-90, ГОСТ 28759.8-90 - эти стандарты распространяются на фланцы стальные приварные встык для сосудов и аппаратов с внутренним диаметром от 400 до 1600 мм и на прокладки восьмиугольного сечения к фланцам стальным сосудов и аппаратов приварным встык.
Время не стоит на месте, как и технологии. Разрабатываются новые методики добычи и переработки энергоресурсов, осваиваются новые месторождения, ведь наша страна по запасам природного газа находиться на первом месте в мире, а по запасам нефти - на седьмом. Вся доля мировых запасов газа России составляет 47 трлн. кубометров, или 26,7% всех мировых запасов, нефти - примерно 500 млн. т. Такая страна, как наша, может смело смотреть вперёд, ведь ей не страшны ни финансовые мировые, ни тем более энергетические кризисы.
СА – это средства автоматики.