Стандарты серии ИСО 9000:2000 как основа создания системы менеджмента качества

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 08.07.2009
Сетификация СМК, ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо.

В семействе стандартов ИСО 9000 проводится различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими, применяются к организациям в любых секторах промышленности и экономики независимо от категории продукции. Этот ГОСТ не устанавливает требований к продукции. Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных Соглашениях и регламентах.

ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно примет также независимо. Несмотря на то что у этих стандартов различны области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применен организациями в целях сертификации СМК или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001:2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности и экологичности. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 рекомендуется использовать в организациях, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001 с целью постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. Кроме того, стандарты серии ИСО 9000:2000 включают целый ряд дополнительных стандартов, конкретизирующих требования к другим подсистемам менеджмента качества.

Требования к процессам установлены в следующих разделах ГОСТ Р ИСО 9001:2001:

  • 4. Система менеджмента качества;
  • 5. Ответственность руководства;
  • 6. Менеджмент ресурсов;
  • 7. Процессы жизненного цикла продукции;
  • 8. Измерение, анализ и улучшение.

Каждый из этих разделов является, в определенной степени, моделью соответствующего макропроцесса, а все макропроцессы следует рассматривать во взаимосвязи. Внутри макропроцессов функционируют процессы более низких уровней, образуя так называемое дерево процессов.

Взаимосвязи макропроцессов определяют, что:

  • потребители играют существенную роль при определении входных данных (требований);
  • обратная связь от потребителей, содержащая информацию о степени их удовлетворенности, является входами процесса анализа со стороны руководства и процесса улучшения;
  • входы и выходы процессов могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001 подчеркивается необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности (стоимости) и затрат. Под добавленной стоимостью понимается часть стоимости, приращенная организацией и представляющая собой разность между выручкой от продаж продукции и затратами на ее разработку и изготовление. От процессов, не создающих добавленную ценность, и от затратных процессов следует избавляться.

Статья размещена при поддержке сайта: Альтернативные источники энергии

Ссылка: http://iso2008.ru/
Просмотров: 838
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

Для перекрытия потока в трубопроводах с малым условным проходом и высокими перепадами давлений клапаны — единственный приемлемый вид запорной арматуры. Преимущество клапанов перед задвижками еще и в том, что в них уплотнение золотника легко может быть выполнено из резины или пластмассы, при этом усилие герметизации значительно снижается, а коррозионная стойкость уплотнения — повышается. К общим недостаткам клапанов относятся: - высокое гидравлическое сопротивление; - невозможность их применения на потоках сильнозагрязненных сред; - большая строительная длина (по сравнению с задвижками и дисковыми затворами); - подача среды только в одном направлении, заданном конструкцией вентиля; - сравнительно высокая стоимость.