Сказка про Емелю и бизнес-процессы.

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 08.06.2009
Популярное разъяснение необходимости реинжиниринга для российского производства и пользы консалтинговых услуг.

   Жила-была в славном русском городе одна артель, и вёл там дела Емеля Пекарь. Выпускала артель пирожки с требухой и разной всячиной по старым народным рецептам. Пирожки получались вкусные, всем нравились, поэтому и продавались, как “горячие пирожки”. Емеля, мастер на все руки, конечно, делать мог сковородки или холодильники, на сюжет этот факт не влияет. Давно работает артель, начинали ещё при старом режиме, когда пекарня государевой была. И печки, и мешалки, и другая техника с тех самых пор работают, да и люди старой закалки. Прошли лихие годы, приватизация, какой ни наесть появился рынок. Артель стала называться ООО ”Пирожок”, а Емеля стал хозяином.

   Всё бы ничего, да в последнее время совсем стало тяжело концы с концами сводить. То цены на сырьё поднимут, то аренду помещений, конкуренты стали докучать и, наконец, этот кризис как снег на голову. Покупать пирожки стали реже. Обстановка меняется стремительно и неуклонно в одну сторону, в сторону ухудшения. Тут бы и сказке конец, если бы Емеля не был тёртым калачом. Взял он однажды свою трезвую голову в натруженные руки и стал крепко думать, как дела поправить. Ничего не смог придумать лучше, как только сократить работников. Людей он сократил, однако проблемы остались.

   И снова стал он думу думать, но не приходят хорошие мысли, только плохие. Сказали Емеле друзья: "Всё от того, что мы теперь в рынке, по его правилам живём. Рынок большой, как океан, волны там ходят и ураганы бывают. Вот твою пекарню и накрыл девятый вал." "Но, как же так, на дворе 21й век, наверное, люди что-то уже придумали, как с подобными трудностями справляться". "Конечно, придумали, – сказали друзья, – и так много придумали, ты сам не разберёшься. Ступай-ка в Интернет, книги почитай, с мудрецами посоветуйся, а будешь по старинке лепить свои пирожки - совсем пропадёшь".

   Емеля был настырный парень, решил он выяснить, что делают соседи и как за морем ведут дела, в чём тут разница и можно ли успешный опыт перенять? Пошел наш Емеля в Интернет, а там чего только не предлагают, на все случаи жизни, только деньги плати. Предложили ему печки сменить, и вообще, купить всё оборудование новое, заграничное. Согласился он: пора менять печки. Взял Емеля кредит, обзавёлся новой техникой, а старьё выбросил на помойку. Красиво, проблем, однако не убавилось: пекарей и механиков переучивать надо, квалификацию поднимать, а они не хотят.

   Опять Емеля думать стал, деньги вложил, а эффект не получил, надо что-то делать. Пришёл он к программистам-компьютерщикам, умным людям, и советуют они: "Пора тебе, - говорят, - автоматизировать свой “Пирожок”, учёт с контролем на высоте будут и всё будет Окей". Согласился Емеля, надо соответствовать времени. Поставил компьютеры и специальные программы, стал он ждать результата. В результате уволились старые специалисты по пирожкам, появились новые – по компьютерным играм. Худо-бедно бумаг стало меньше, но проблем не убавилось.

   Опять Емеля думать стал, деньги вложил, эффект не получил, надо что–то делать. Пришел он к мудрецам местным. Говорят ему мудрецы: "Ты, Емеля, должен кадрами всерьёз заняться, не те люди с тобой работают". Согласился он, взял энергичную, образованную кадровичку. Вскоре состав изменился полностью, появились люди молодые, смышлёные, с новыми запросами и новыми названиями. Вместо механика – менеджер по оборудованию, вместо ОТК – менеджер по качеству и т.п. Компьютер и английский они знают, а вот пирожки от этого лучше не становятся и печки чинятся плохо. Брака стало больше, чем на старом оборудовании, не довольны потребители.

   Опять Емеля думать стал, и печки вроде заменил, и компьютеры поставил, и работники нестарые, а эффекта почти никакого. Говорят ему мудрецы: "Ты, Емеля, должен по-другому управлять, стимулировать работников, поощрять за успехи, чтоб делали больше и лучше". Согласился Емеля, сам пошёл учиться, начальников своих направил. Систему оплаты ввёл новую. Но опять не получается как надо, получается ”как всегда”. Не хотят работники делать больше и лучше, делают, как привыкли. А всякая новизна для старых привычек, как серпом по яблокам.

   Опять Емеля озадачился, может мудрецы были не те? Пошёл он к другим, а те говорят: "Всё просто, Емеля, если тебе надо качество продукции, значит, нужна система управления качеством. Будет у тебя такая система в пекарне, и забудешь про брак навсегда". Всё сделал он, как учили, даже сертификат получил, в кабинете на стенку повесил. Однако, мало что изменилось в работе и качество осталось прежним. Вспомнил Емеля времена социализма: тогда тоже боролись (всё время за что-то или с чем-то боролись) за качество. Даже специальный был знак – Знак Качества,  только вот качества не было и нет до сих пор.

   Жила-была в славном русском городе одна артель, и вёл там дела Емеля Пекарь. Выпускала артель пирожки с требухой и разной всячиной по старым народным рецептам. Пирожки получались вкусные, всем нравились, поэтому и продавались, как “горячие пирожки”. Емеля, мастер на все руки, конечно, делать мог сковородки или холодильники, на сюжет этот факт не влияет. Давно работает артель, начинали ещё при старом режиме, когда пекарня государевой была. И печки, и мешалки, и другая техника с тех самых пор работают, да и люди старой закалки. Прошли лихие годы, приватизация, какой ни наесть появился рынок. Артель стала называться ООО ”Пирожок”, а Емеля стал хозяином.

   Всё бы ничего, да в последнее время совсем стало тяжело концы с концами сводить. То цены на сырьё поднимут, то аренду помещений, конкуренты стали докучать и, наконец, этот кризис как снег на голову. Покупать пирожки стали реже. Обстановка меняется стремительно и неуклонно в одну сторону, в сторону ухудшения. Тут бы и сказке конец, если бы Емеля не был тёртым калачом. Взял он однажды свою трезвую голову в натруженные руки и стал крепко думать, как дела поправить. Ничего не смог придумать лучше, как только сократить работников. Людей он сократил, однако проблемы остались.

   И снова стал он думу думать, но не приходят хорошие мысли, только плохие. Сказали Емеле друзья: "Всё от того, что мы теперь в рынке, по его правилам живём. Рынок большой, как океан, волны там ходят и ураганы бывают. Вот твою пекарню и накрыл девятый вал." "Но, как же так, на дворе 21й век, наверное, люди что-то уже придумали, как с подобными трудностями справляться". "Конечно, придумали, – сказали друзья, – и так много придумали, ты сам не разберёшься. Ступай-ка в Интернет, книги почитай, с мудрецами посоветуйся, а будешь по старинке лепить свои пирожки - совсем пропадёшь".

   Емеля был настырный парень, решил он выяснить, что делают соседи и как за морем ведут дела, в чём тут разница и можно ли успешный опыт перенять? Пошел наш Емеля в Интернет, а там чего только не предлагают, на все случаи жизни, только деньги плати. Предложили ему печки сменить, и вообще, купить всё оборудование новое, заграничное. Согласился он: пора менять печки. Взял Емеля кредит, обзавёлся новой техникой, а старьё выбросил на помойку. Красиво, проблем, однако не убавилось: пекарей и механиков переучивать надо, квалификацию поднимать, а они не хотят.

   Опять Емеля думать стал, деньги вложил, а эффект не получил, надо что-то делать. Пришёл он к программистам-компьютерщикам, умным людям, и советуют они: "Пора тебе, - говорят, - автоматизировать свой “Пирожок”, учёт с контролем на высоте будут и всё будет Окей". Согласился Емеля, надо соответствовать времени. Поставил компьютеры и специальные программы, стал он ждать результата. В результате уволились старые специалисты по пирожкам, появились новые – по компьютерным играм. Худо-бедно бумаг стало меньше, но проблем не убавилось.

   Опять Емеля думать стал, деньги вложил, эффект не получил, надо что–то делать. Пришел он к мудрецам местным. Говорят ему мудрецы: "Ты, Емеля, должен кадрами всерьёз заняться, не те люди с тобой работают". Согласился он, взял энергичную, образованную кадровичку. Вскоре состав изменился полностью, появились люди молодые, смышлёные, с новыми запросами и новыми названиями. Вместо механика – менеджер по оборудованию, вместо ОТК – менеджер по качеству и т.п. Компьютер и английский они знают, а вот пирожки от этого лучше не становятся и печки чинятся плохо. Брака стало больше, чем на старом оборудовании, не довольны потребители.

   Опять Емеля думать стал, и печки вроде заменил, и компьютеры поставил, и работники нестарые, а эффекта почти никакого. Говорят ему мудрецы: "Ты, Емеля, должен по-другому управлять, стимулировать работников, поощрять за успехи, чтоб делали больше и лучше". Согласился Емеля, сам пошёл учиться, начальников своих направил. Систему оплаты ввёл новую. Но опять не получается как надо, получается ”как всегда”. Не хотят работники делать больше и лучше, делают, как привыкли. А всякая новизна для старых привычек, как серпом по яблокам.

   Опять Емеля озадачился, может мудрецы были не те? Пошёл он к другим, а те говорят: "Всё просто, Емеля, если тебе надо качество продукции, значит, нужна система управления качеством. Будет у тебя такая система в пекарне, и забудешь про брак навсегда". Всё сделал он, как учили, даже сертификат получил, в кабинете на стенку повесил. Однако, мало что изменилось в работе и качество осталось прежним. Вспомнил Емеля времена социализма: тогда тоже боролись (всё время за что-то или с чем-то боролись) за качество. Даже специальный был знак – Знак Качества,  только вот качества не было и нет до сих пор.

Емеля был упорный парень, вновь пошёл искать он средство чудодейственное. Встретились на его пути умнейшие люди, консультанты – тренеры. Говорят они ему,- как можешь ты нормально работать, если у тебя абсолютно неэффективное управление? Без Бережливого Производства тебе Емеля не обойтись, к тому же все процессы (технологические и управленческие) необходимо постоянно улучшать, так делают все Западные компании. Действительно, средства надо экономить, согласился он и опять вспомнил социализм. Вспомнил слова Брежнева Л.И. – экономика должна быть экономной – и вспомнил, как эта экономика плохо кончила. С помощью специалистов появился в пекарне Lean, Kaizen, 5S и даже положительный эффект появился. Однако, проект закончился и стала жизнь возвращаться на круги своя, вернулись старые проблемы.

   Хоть наш Емеля был настырным и пытливым, его надежда на лучшее будущее стала затухать. Решил он в последний раз удачу попытать. И вот, встречает он других консультантов, и говорят они ему: тебе помочь сможет только одно, реинжиниринг, полная реорганизация в твоей компании. "Помню, помню,– отвечал Емеля – Горбачёв, Перестройка, Новое Мышление и т. п. Знаю, проходили, ничего хорошего из этого не получилось, всё это не для меня". "Эх, Емеля, дремучий ты человек, – говорят ему консультанты, – столько лет живёшь на белом свете, а ума-разума до сих пор не набрался. Всё, что ты делал, полезно, только не в той последовательности. Пойми простую вещь,- до сих пор ты правил, а надо управлять, и управлять следует процессами, и не одному, а с соратниками. И менеджеры твои так называются потому, что их задача управлять своими бизнес-процессами, но они делать этого не умеют и не учатся. Вот для этого нужно новое мышление. Пока не поймешь, забудь об эффективности, о качестве, об улучшениях. Ты должен быть не барином, но лидером, не заставлять и контролировать, а убеждать и пропагандировать. Определи тактику и стратегию развития, политику компании, цели и задачи, также пути их достижения. Затем создай бизнес–процессы, выбери инструменты для их управления, под них сформируй команду и подбери оборудование. И пусть люди командуют процессами, а не людьми. Ты ж всё сделал наоборот".

   На этот раз задумался Емеля не на шутку: выходит, в пустую тратился, не тех слушал. Прав был классик: разруха в головах наших. Если сам оказался не крепок на голову, что же ожидать от подчинённых. Думал Емеля долго, и месяц, и два, и три, пока не созрел у него новый план действий, но про то уже в новой сказке, а эта кончилась.

Все права принадлежат "1bam".

Производственная Механическая Компания, Александр.

Ссылка: http://www.promehcom.ru
Просмотров: 876
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

Взаимозаменяемость – свойство деталей или узлов машин, механизмов, аппаратов, приборов или иных технических либо бытовых конструкций, обеспечивающее возможность использования их при сборке или замене в ремонте без дополнительной обработки, при сохранении технических требований, предъявляемых к работе данного узла, механизма, машины, прибора или иной конструкции.