Болты и гайки. Почему болтовое соединение?

Статья в промышленном каталоге статей.

Дата: 08.05.2009
Болт (от немец. Bolt), крепежная деталь, обычно стержень с 6-гранной или квадратной головкой и резьбой для навинчивания гайки. В болтах, винтах, шпильках используется метрическая резьба. Главным критерием работоспособности болтового соединения является прочность стержня болта.
Болт (от немец. Bolt), крепежная деталь, обычно стержень с 6-гранной или квадратной головкой и резьбой для навинчивания гайки.
В терминологии Деталей машин более общим понятием крепежной детали является винт. Крепежные винты в зависимости от типа резьбового соединения применяют следующих исполнений:
1) винты с гайками, обычно называемыми болтами;
2) винты, ввинчиваемые в одну из скрепляемых деталей.
Болты применяют:
а) для скрепления деталей не очень большой толщины, пластин, фланцев, брусьев при наличии места для расположения головки болта и гайки;
б) для скрепления деталей из материалов, не обеспечивающих достаточную надежность и долговечность резьбы;
в) при необходимости частого завинчивания и отвинчивания.
В болтах, винтах, шпильках используется метрическая резьба, которая является основной треугольной резьбой и имеет угол профиля при вершине 600.
Метрические резьбы разделяют на резьбы с крупными и мелкими шагами. Профили их геометрически подобны.
За основную принята резьба с крупным шагом. Статическая несущая способность этой резьбы выше и меньше влияние на прочность ошибок протовления и износа, чем резьба с мелким шагом. Предел выносливости винтов из высокопрочных сталей понижается с уменьшением шага, а винтов (болтов) из низкоуглеродистых сталей повышается.
В технической справочной литературе стандартизованы и получили наибольшее распространение крепежные детали с названием «БОЛТ» независимо от того, будут ли они скрепляться с гайкой или ввинчиваться в деталь.
По форме головки болты (винты) подразделяют на:
а) захватываемые инструментом снаружи головки (шестигранные или квадратные);
б) захватываемые инструментом изнутри и с торца головки (с внутренним шестигранником);
в) препятствующие провороту (с выступами, закладываемые в гнезда или с двумя параллельными гранями, закладываемые в пазы).
По форме стержня болты (винты) разделяют на следующие группы:
а) с нормальным стержнем;
б) с подголовкой;
в) с утолщенным чисто обработанным стержнем при установке в развернутое отверстие без зазора для предотвращения сдвига соединяемых деталей под нагрузкой:
г)со стержнем уменьшенного диаметра для уменьшения концентрации напряжений у резьбы и лучшего восприятия переменных и ударных нагрузок.
Для удобства сборки и разборки минимальное расстояние между болтами должно быть ? (5?6)d при пользовании накладными ключами и ? (3?5)d при пользовании торцовыми ключами.
К специальным болтам относят: анкерные, конические, откидные, грузовые и другие.
Анкерные болты служат для закрепления машин на фундаменте и выполняются в виде длинных стержней с резьбой на конце. Их конструктивно можно подразделить: на болты с постоянной заделкой – для оборудования, не подлежащего  перестановке; на болты, допускающие выемку без разрушения фундамента для  оборудования, переставляемого при смене изделий в условиях прочного производства.
Откидные болты (винты) имеют головку в виде кольца; при закреплении винта за эту головку поперечной  осью, он может поворачиваться вокруг этой  оси (откидываться) и быстро освобождать соединяемые детали (приспособлений).
Главным критерием работоспособности болтового соединения является прочность стержня болта. Болты с утолщённым чисто обработанным (шлифованным) стержнем для отверстий из под развертки рассчитываются на срез и смятие боковой поверхности при действии больших сдвигающих нагрузок. Такие болты не затягиваются. Большинство болтов соединений устанавливаются в отверстия скрепляемых деталей с зазором. Поэтому такие болты независимо от направления внешних нагрузок расчитываются на растяжение с учетом скручивания стержня моментом трения в резьбе.
В этих соединениях болты предварительно затягиваются усилием затяжки Fо, которое при действии сдвигающих детали нагрузок находится из условия взаимной неподвижности деталей и которое определяет диаметр болта.
Более общим расчетом на прочность болтового соединения, особенно для трубопроводной арматуры, резервуаров, котлов, аппаратов химического производства, является расчет болтов фланцевого соединения крышки с цилиндром, находящимся под внутренним давлением р.
Расчет производится по условию герметичности соединения. Уплотняющим элементом служит прокладка в форме кольца с диаметром D1  и D2. Она должна сжиматься давлением, значительно превосходящим давление в цилиндре. Деформируясь под этим давлением, прокладка заполняет неровности контактирующих поверхностей и препятствует вытеканию из цилиндра жидкости или газа.
При переменных внешних нагрузках проводится проверка болтов по запасам на усталостную прочность.
По вопросам сотрудничества обращайтесь:
ООО «Инженерный Союз»
г.Омск
тел.:(3812)777-072
факс:(3812)777-673
Ссылка: http://www.flanec.com/
Просмотров: 2596
Поделиться:
Написать письмо автору этой статьи

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г и политике по обработке персональных данных.
На этой форме установлена проверка reCAPTCHA для защиты пользователей от автоматических рассылок роботами. Отправляя эту форму, вы подтверждаете Политику конфиденциальности и Условия использования Google.

Интересный факт

Фланец Ду400 Ру10 (DN400 PN10) – Стальной фланец Ду400 Ру10 имеет вид кольца изготовленного из углеродистой стали по ГОСТ 12820-80 (диаметр условного прохода 400мм, максимальное рабочее давление фланца 10 кг/см2 (1,0Мпа) с технологическими крепёжными отверстиями под болты, либо шпильки резьбовые.